Что такое схема?
«Схема» — это наши представления о мире, которые оказывают влияние на то:
- как мы думаем — т.е. на наши мысли,
- что мы чувствуем — на наши эмоции,
- что мы носим или храним в себе — на наши воспоминания,
- как мы ведём себя с другими людьми — на наши социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения.
Простым языком это наша внутренняя «форма» или «конструкт» — та часть нашей психики, которая сформирована или сконструирована в отношениях с окружающими нас людьми. Значимыми для нас людьми. Прежде всего с первичными объектами — т.е. теми людьми в отношениях с которыми происходит наше взросление и становление: мать и отец, брат и/или сестра, бабушка и дедушка. Также второстепенное влияние на наше восприятие мира оказали и отношения со сверстниками на протяжении всего нашего взросления — от начальной школы до института.
В детстве наше восприятие мира и нас самих в нём было подобно мягкой глине, которая принимала ту форму, которую отпечатывали в нас значимые другие своей уже сформированной психикой. По мере взросления эта форма затвердела и сейчас в каких-то ситуациях нам может быть очень удобно внутри этой формы, в других ситуациях мы можем испытывать дискомфорт.
Схема «нарушение личностной автономии и непризнание достижений» характеризует человека, как воспринимающего себя зависимым, незащищенным и страдающим от собственной нерешительности.
Носитель схемы «нарушение личностной автономии и непризнания достижений» может относится к себе и к миру одним из 4-х способов:
- «зависимость / некомпетентность» — человек страдает от беспомощности и неспособности управлять своей жизнь без помощи других людей.
- «подверженность физическому труду или болезням» — человек тревожится по поводу трагических событий, катастроф или болезней, которые в силу своей непредсказуемой природы могут обрушиться на человека в любое время
- «слитность с другими / неразвитое Я» — человек обладает слабым чувством собственной идентичности. Практически не способен принимать решений, касающихся их повседневной жизни без поддержки и ободрения других людей. Сложности в формирования собственного мнения без участия значимого человека.
- «обреченность на неудачу / несостоятельность» — человек воспринимает себя как менее одаренного и интеллектуального по сравнению с другими.
Считает, что никогда ничего не сможет добиться. Ситуации, требующие мобилизации сил и сопряженные с сильным стрессом становятся непреодолимым испытанием.
Если одно из описаний соответствует вам, пройдите тест самодиагностики.
Как формируется схема «нарушение личностной автономии и непризнание достижений»?
Формирование такой схемы происходит:
- через заимствование социальных моделей, например, у родительских фигур, которые могли отличаться сверхбдительностью, озабоченностью, осторожностью и постоянно предупреждали об опасностях, подстерегающих на каждом шагу;
- схожим образом подобная схема формируется у детей родителей, не испытывающих уверенности в том, что их ребенок обладает достаточными для его возраста навыками, чтобы справится с нормальными вызовами развития;
- однако подобная схема может возникнут и при предъявлении к ребенку завышенных требований, а также в случаях, когда ребенку приходится стать независимым слишком рано и без достаточной внешней поддержки.
В формировании такой схемы может иметь место быть негативный опыт получения постоянной неудовлетворительной обратной связи в школе и семье, вплоть до полнейшего обесценивания личности. Также на формирование подобной схемы могут повлиять занятия, подразумевающие высокие результаты и совершенство исполнения (например, классическая музыка, соревновательные виды спорта)
Какие существуют способы коррекции схемы «нарушение личностной автономии и непризнание достижений» ?
Одна из основных задач при коррекции схемы — фокус на эмоциональных потребностях. Таким образом, в работе уделяется большое внимание осознанию тех эмоциональных и человеческих потребностей, которые не удовлетворялись и не удовлетворены по сей день.
При работе со схемой ««нарушение личностной автономии и непризнание достижений»» в первую очередь внимание уделяется чувству самости.
Для самостоятельной работы я рекомендую вести психотерапевтический дневник. Психотерапевтический дневник не является заменой работы с психотерапевтом, но помогает гармонизировать внутреннее состояние и осознать автоматизм эмоциональных и поведенческих реакций.