Что такое схема?
«Схема» — это наши представления о мире, которые оказывают влияние на то:
- как мы думаем — т.е. на наши мысли,
- что мы чувствуем — на наши эмоции,
- что мы носим или храним в себе — на наши воспоминания,
- как мы ведём себя с другими людьми — на наши социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения.
Простым языком это наша внутренняя «форма» или «конструкт» — та часть нашей психики, которая сформирована или сконструирована в отношениях с окружающими нас людьми. Значимыми для нас людьми. Прежде всего с первичными объектами — т.е. теми людьми в отношениях с которыми происходит наше взросление и становление: мать и отец, брат и/или сестра, бабушка и дедушка. Также второстепенное влияние на наше восприятие мира оказали и отношения со сверстниками на протяжении всего нашего взросления — от начальной школы до института.
В детстве наше восприятие мира и нас самих в нём было подобно мягкой глине, которая принимала ту форму, которую отпечатывали в нас значимые другие своей уже сформированной психикой. По мере взросления эта форма затвердела и сейчас в каких-то ситуациях нам может быть очень удобно внутри этой формы, в других ситуациях мы можем испытывать дискомфорт.
Схема «направленности на других» характеризует человека, как считающего свои потребности менее значимыми, чем желания и требования окружающих. Как следствие, большая часть их усилий уходит на то, чтобы удовлетворять потребности других людей.
Носитель схемы «нарушение личностной автономии и непризнания достижений» может относится к себе и к миру одним из 3-х способов:
- «подчинение» — человек позволяет другим руководить отношениями, приспосабливая своё поведение к желаниям и представлениям окружающих, даже тогда, когда желания других людей не выражаются, а только подразумеваются;
- «самопожертвование» — человек стремится прояснить задачи и потребности окружающих, чтобы сделать всё возможное для их удовлетворения;
- «поиск одобрения» — человек озабочен тем, как произвести положительное впечатление на окружающих, чтобы заслужить одобрение и похвалу.
Как формируется схема «направленность на других»?
Формирование такой схемы происходит:
- на ранних этапах развития под влиянием чувства постоянной угрозы и необходимости подчинения. Например, чтобы избежать конфликта с отцом, находящимся под воздействием спиртного, ребенку приходится поневоле вести себя послушно. Соответственно, такое поведение закрепляется и воспроизводится во взрослой жизни.
- похожим образом может быть заимствована модель подчинения, например, когда один родитель не пресекает агрессивного поведения другого родителя и сдаётся перед его агрессией.
Какие существуют способы коррекции схемы «направленность на других» ?
Одна из основных задач при коррекции схемы — фокус на эмоциональных потребностях. Таким образом, в работе уделяется большое внимание осознанию тех эмоциональных и человеческих потребностей, которые не удовлетворялись и не удовлетворены по сей день.
При работе со схемой ««направленность на других»» в первую очередь внимание уделяется осознанию собственных потребностей и чувств, которые при этом возникают. Как правило, фокусировка на собственных желаниях вызывает сильное чувство вины, которому и должно быть уделено внимание.
Для самостоятельной работы я рекомендую вести психотерапевтический дневник. Психотерапевтический дневник не является заменой работы с психотерапевтом, но помогает гармонизировать внутреннее состояние и осознать автоматизм эмоциональных и поведенческих реакций.