Восприятие себя и мира под действием схемы «нарушение личностной автономии и непризнание достижений» характеризуется уверенностью в том, что человек ничего не достиг (и не достигнет): ни в школе, ни в институте, ни на работе. Ключевой момент: человек воспринимает себя неудачником сравнивая себя с другими людьми, главным образом, со сверстниками.
Самооценка — это ощущение, что мы чего-то стоим: дома, на работе, в обществе. Самооценка формируется из уважения близких людей, друзей, сверстников.
Какое детство идеальное для самооценки? Семья ценит, сверстники (другие дети) уважают. В школе отмечают наши достоинства — то, что у нас получается. Кратко: самооценке с раннего детства необходимо, чтобы нас хвалили и подбадривали.
Однако, может сложиться иначе. Близкие родственники могут критиковать. И сравнивать с другими: «вон, посмотри на Иванова! А ты ни на что не способен!»
Близкие родственники могут принижать успехи: говорить, что сложно учится, что не хватает усидчивости, что другие дети лучше. Называть «глупым», «бездарным», «ленивым».
Во взрослом возрасте такой человек поддерживает сценарий из детства: преувеличивает свои неудачи и ведёт себя так, что неудачи лишь продолжаются.
Если описание соответствует вам, пройдите специализированный тест на наличие конструкта «обреченность на неудачу — несостоятельность».
Для самостоятельной работы я рекомендую вести психотерапевтический дневник. Психотерапевтический дневник не является заменой работы с психотерапевтом, но помогает гармонизировать внутреннее состояние и осознать автоматизм эмоциональных и поведенческих реакций.