История становления бесплатной психологической помощи в России

 Рост спроса на психологов со стороны государства

Примерно в 2005 — 2010 годах не то, чтобы стали появляться службы психологической помощи на базе государственных структур (они существовали и ранее), скорее заказ на психологов со стороны государства возрос :

  • увеличивается количество психологов в вооруженных силах РФ, в сфере образования, открываются службы психологической помощи населению.

Примерно с 80-х государство совершало шаги в направлении разрешения своих задач с помощью психологов.



Краткая историческая справка на основе открытых источников
Ниже приведу пример и статистику по вооруженным силам РФ и сфере образования (выбор обусловлен тем, что соответствующая статистика/цифры есть в открытых источниках).

Психолог в вооруженных силах РФ:

  • 1976 год — введена должность психолога в вооруженных силах Советской армии;
  • 2010 год — количество психологов в ВС обуславливается пропорцией: на 3000 срочников один психолог;
  • 2011 год — Минобороны принимает решение увеличить количество армейских психологов в воинских частях в два раза — до 3 тыс. человек;

Психолог в сфере образования:

  • 1977 год — открывается первая психологическая служба;
  • 1989 год штатное расписание педагогических работников дополняется психологом;
  • 1998 год в РФ в качестве психологов-педагогов трудятся более 35 000 психологов;
  • 2005 год — количество психологов в образовательных учреждениях составляет 50 000;
  • 2019 — 2021 год один источник

В более чем 45 тыс. российских школ работают менее 30 тыс. педагогов-психологов. Согласно исследованию РАО, в России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей. Хотя в разных регионах цифры разнятся, только в 12 субъектах на одного специалиста приходится менее 400 учеников.

  • 2019 — 2021 год другой источник

Российская академия образования представила результаты масштабного мониторинга состояния психологической службы в системе образования. В исследовании приняли участие более 20 тыс. директоров и 16,8 тыс. педагогов-психологов — 70% от всех педагогов-психологов, которые сейчас работают в российских школах.


Т.е. с одной стороны складывается впечатление, что цифры психологов, оказывающих бесплатную психологическую помощь, т.е. — оплачиваемую государством — растут. Хотя и остается вопросом насколько это количество делает работу психологу доступной для тех о ком государство якобы “заботится”.

«Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации» (которое является Приложением к «Решению коллегии от 29 марта 1995 года») не регламентирует количество ставок психологов, носит исключительно рекомендательный характер: 1 психолог на 500 учащихся.


Куда сейчас нанимают психологов гос. структуры?

  • в крупных городах психологов нанимают в ВУЗы для работы со студентами, с преподавательским составом;
  • центры занятости населения — для проведения профориентации;
  • школы — для сопровождения класса и подготовки психолого-педагогических заключений;
  • в столице в Московскую службу психологической помощи населению — обеспечивать социально-психологической стабильности общества.

Каковы цели и задачи при найме психологов?

У каждого учреждения есть свои задачи (задачи, которые перед учреждением ставят вышестоящие органы), есть свой начальник, обеспечивающий выполнение поставленных задач, есть цели учреждения от найма психологов — то что заказывается психологу (см. скриншоты выше). Задачи психологам ставятся таким образом, чтобы они способствовали задачам организации:

  • «проведение мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации»;
  • «планирование и разработка коррекционных программ»;
  • «мониторинг качества обучения и воспитания» и т.д.

А чего желает от психологов частный бизнес?

Сегодня, спустя 10 лет (если рассматривать период 2005 — 2010 как период проклюнувшегося внимания к профессии) запрос на психологов можно наблюдать не только со стороны в гос учреждений, но и от частных компаний. Итак, требуются психологи для:

  • «восстановления командного духа»
  • «прогнозирования возможных рисков для компании», «предотвращению контрпродуктивного поведения»
  • «поддержания в коллективе здоровой атмосферы»

Резюмируя:

  • во-первых, профессия в той или иной степени востребована как государственными учреждениями, так и бизнесом;
  • во вторых, от того положения, которое занимает психолог в структуре организации, (государственной или частной) требуется такая деятельность, которая будет служить на благо организации:

Психолог решает задачи заказчика и проводит работу с населением (кадровым составом организации) — проводит работу по адаптации под нужды того, кто «заказывает музыку». 

«Тот, кто заказывает музыку» — не имеется в виду какой-то конкретный человек, имеется ввиду сама ситуация, самое положение в структуре социальных взаимоотношений.


А теперь к психоанализу и «постановки задач со стороны Другого»?

И если знания, которыми обладает консультативный психолог, способны, вероятно, обеспечить выполнение подобного заказа. То внутри психоаналитической системы координат подобные запросы со стороны заказчиков не сопоставимы с практикой психоанализа. Кто такой психоаналитик? Тот, кто не знает.

Психоаналитик не знает, что есть благо для другого — не знает, что есть хорошо, а что есть плохо для того, кто проходит анализ. И если в эти координаты незнания привнести знание («для вас благом будет мотивация на работу» или «для вас благом будет адаптация в коллективе»), то это будет не психоанализ, а что-то иное. 

Невозможно заранее знать, что в ходе психоанализа анализант не придёт к тому, что его желание никак не реализуемо внутри организации или коллектива. Но именно этого организация и желает от психолога: чтобы желание подчиненного было как-то связано с благом организации.

……………………………………………………………………….
Андрей Гунявин. Практика психоанализа:
Сайт — http://da-zdrav.ru/
Youtube: канал «Практика психоанализа»
B17: канал «Практика психоанализа»
Сообщение — info@da-zdrav.ru
……………………………………………………………………….