Психологическая консультация в обозначении которой содержится «conseil» (фр.), [означающий на французском «opinion donnée à qqn sur ce qu’il doit faire» — т.е. «мнение данное кому-то в отношении того, что он должен делать» ] прямо противоположно тому, что происходит в практике анализа, в которой аналитик никаким образом не вмешивается в жизнь: не советует, не распоряжается, не лечит.
Но и то, и другое — и совет психолога, и деятельность аналитика остаётся не представляемыми для клиента — ну какой же такой совет, способный мне помочь, может дать психолог?
Приведу примеры того, какие советы дает психолог
Вы действительно считаете, что самое главное для мужа это его накормить?
Может вы переспросите у своего мужа: а тебе что лучше, чтобы я тебя накормила или вместе проведем время?
Вы, ну на мой взгляд, полностью зависите от своего мужа: морально, психологически, финансового — не хватает только, чтобы он вас на цепь посадил.
И т.д. (все примеры советов доступны по ссылке под видео)
Глядя на этот пример создается впечатление, что психолог воспринимает его клиента как субъекта полностью себя сознающего и контролирующего, собой распоряжающегося. Психолог сказал, клиент выполнил и зажили счастливо:
- как его клиенту жить,
- что нужно делать,
- ради кого,
- что правильно, что неправильно,
- или что важно, а что не важно,
- нормально, а что не нормально , что клиент должен делать и чего не должен.
Психолог воспринимает клиента как субъекта полностью себя сознающего и контролирующего, собой распоряжающегося.
Психолог сказал, клиент выполнил и зажили счастливо.
Психоанализ устроен иначе
Зигмунд Фрейд доказал наличие нечто такого в человеке, в его психическом состоянии что не сознается, но повторяется. Фрейд назвал это бессознательным.
Доступ к бессознательному возможен через речь клиента, через свободные ассоциации. Поэтому психоаналитическая работа — работа с бессознательным устроена не через говорение аналитика и раздачу советов, как это было не показанном выше видео, но через свободное ассоциирование говорящего и анализ его речи.
Теперь пример того, как проходит сеанс психоанализа.
Как бы описал анализант (тот, кто проходит анализ) происходящее во время сеанса психоанализа:
- Я прихожу в кабинет к психоаналитику и располагаюсь на кушетке или в удобном мягком кресле.
- Я говорю всё то, что приходит в голову — о чём я думаю, что меня волнует в широком смысле — т.е. побуждает говорить, обсуждать.
- Где то рядом расположен аналитик.
Я его не вижу, но его присутствие осущитимо.
Скажу так: не будет его, психоаналитика рядом, я бы вёл себя как то иначе — возможно я бы не говорил всё это. - Хотя сам психоаналитик молчит и лишь периодически что-то изрекает.
- Я жду, я жду от него наставлений, указаний, готового решения. Я жду он проанализирует ситуацию и даст ответ как будет.
- А он же анализирует, но анализирует словно не ситуацию, а мою речь и делится наблюдениями.
Эти наблюдения заставляют задуматься. Аналитик их называет интерпретациями.
Зачастую после его интерпретаций появляются новые мысли.
Это очень похоже на решение задачи вслух, где есть я — решающий какую-то задачу и тот, как мне кажется уже должен знать решение этой задачи, должен знать готовый ответ.
Но он готовый ответ почему то не даёт. Он скорее обращает внимание на то, чего я сам не замечаю. И благодаря тому, что они обращает внимание на те вещи, которые остаются мною незамеченными, я продвигаюсь в нахождении своего собственного ответа на волнующий меня вопрос или вопросы.
……………………………………………………………………….
Андрей Гунявин.
Практика психоанализа:
Сайт — http://da-zdrav.ru/
Сообщение — info@da-zdrav.ru
……………………………………………………………………….