Что такое схема?
«Схема» — это наши представления о мире, которые оказывают влияние на то:
- как мы думаем — т.е. на наши мысли,
- что мы чувствуем — на наши эмоции,
- что мы носим или храним в себе — на наши воспоминания,
- как мы ведём себя с другими людьми — на наши социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения
Простым языком это наша внутренняя «форма» или «конструкт» — та часть нашей психики, которая сформирована или сконструирована в отношениях с окружающими нас людьми. Значимыми для нас людьми. Прежде всего с первичными объектами — т.е. теми людьми в отношениях с которыми происходит наше взросление и становление: мать и отец, брат и/или сестра, бабушка и дедушка. Также второстепенное влияние на наше восприятие мира оказали и отношения со сверстниками на протяжении всего нашего взросления — от начальной школы до института.
В детстве наше восприятие мира и нас самих в нём было подобно мягкой глине, которая принимала ту форму, которую отпечатывали в нас значимые другие своей уже сформированной психикой. По мере взросления эта форма затвердела и сейчас в каких-то ситуациях нам может быть очень удобно внутри этой формы, в других ситуациях мы можем испытывать дискомфорт.
Схема «разобщенности и отвержения» характеризует человека, как переживающего дефицит безопасности и надежности в межличностных отношениях.
Носитель схемы «разобщенности и отвержения» может относится к себе и к миру одним из 5-ти способов:
- «покинутость / нестабильность / отверженность» — человек страдает от чувства недолговечности любых отношений, в которые он вступает, и постоянно беспокоится о том, что значимые люди могут его оставить.
- «недоверие / насилие» — человек живёт в постоянном ожидании насилия, унижения или плохого обращения с ним со стороны окружающих. Он мучается подозрениями и опасениями, что кто-то сознательно причинит ему вред. В случае проявления другими людьми дружелюбия, человек, будет подозревать, что это неспроста.
- «эмоциональная депривация» — человек не испытывает чувства защищенности и любви в ответ на заботу со стороны близких людей.
- «дефективность / стыд» — человек ощущает неполноценность, нежеланность, считает, что он не достоин любви, уважения или внимания, потому что не заслуживает его. Это переживание зачастую сопровождается чувством стыда.
- «социальная изоляция / отчуждение» — человек ощущает отчуждение, неспособность соединиться с другими людьми. Воспринимает себя как совершенно не похожего на остальных. Чувствует себя чужим в социальной группе.
Если одно из описаний соответствует вам, пройдите тест самодиагностики.
Как формируется схема «разобщенности и отвержения»?
Подобная схема формируется если:
- человек переживал в детском возрасте дефицит безопасности и надежности в межличностных отношениях:
- например, заброшенность и оставленность значимыми другими в детстве;
- или отсутствие чувства принадлежности к социальной группе из-за отвержения группой ровесников в прошлом;
- человек пережил в детском возрасте обесценивание, унижение, насилие со стороны близких людей или сверстников.
В формировании такой схемы может иметь место негативный опыт с уходом из семьи одного из членов, который переставал заботиться. Нередко будучи взрослым такой человек вступает в отношения с ненадежными людьми, которые вновь и вновь подкрепляют схему. При этом даже если человек находится в надежных, стабильных отношениях в которых ему ничего не угрожает, самого незначительного события бывает достаточно, чтобы запустить реакция страха потери или отвержения.
Какие существуют способы коррекции схемы «разобщенности и отвержения»?
Одна из основных задач при коррекции схемы — фокус на эмоциональных потребностях. Таким образом, в работе уделяется большое внимание осознанию тех эмоциональных и человеческих потребностей, которые не удовлетворялись и не удовлетворены по сей день.
При работе со схемой «разобщенности и отвержения» в первую очередь внимание уделяется безопасной привязанности, принятию, заботе, доверию.
Человеку с такой схемой легко запутаться не столько в собственных чувствах, сколько в их интерпретации. Поэтому общей целью является:
- доведение до осознания неизвестных аспектов собственного «Я»;
- эмоциональная честность перед собственным страхом, гневом и порой беспомощностью.
Для самостоятельной работы я рекомендую вести психотерапевтический дневник. Психотерапевтический дневник не является заменой работы с психотерапевтом, но помогает гармонизировать внутреннее состояние и осознать автоматизм эмоциональных и поведенческих реакций.